Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 12.09.2018 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты организацией за физических лиц, принимающих участие в различных мероприятиях, стоимости проезда к месту проведения мероприятий и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Таким образом, по общему правилу оплата за физических лиц (в том числе иностранных физических лиц), участвующих в различных мероприятиях, проводимых организацией, стоимости проезда к месту проведения мероприятий, если такая оплата производится в интересах налогоплательщика, является их доходом, полученным в натуральной форме.
С учетом пункта 1 статьи 211 Кодекса суммы такой оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц.
При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса оплата организацией или индивидуальным предпринимателем за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав не в интересах этого налогоплательщика не признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме. Также обращаем внимание, что в соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В случае если у физического лица в результате оплаты за него организацией товаров (работ, услуг) или имущественных прав не возникает экономической выгоды, такая оплата также не может быть признана его доходом.
Полагаем, что определение того, насколько в каждом случае оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав осуществляется в его интересах или приводит к возникновению у него экономической выгоды, относится к анализу конкретной хозяйственной ситуации, обращения по поводу которых в Департаменте не рассматриваются.
Кроме того, следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).
Абзацем двенадцатым пункта 3 статьи 217 Кодекса установлено, что порядок налогообложения, применяемый к выплатам, производимым командированным работникам, используется также в отношении лиц, находящихся во властном или административном подчинении организации, а также членов совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающих (выезжающих) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.
Таким образом, если поездки членов совета директоров организации квалифицируются как поездки для участия в заседании органа управления организации, указанного в пункте 3 статьи 217 Кодекса, то выплаты, связанные с компенсацией их расходов на соответствующие поездки, освобождаются от налогообложения.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.